Для науки без науки. О проекте Закона о науке, научно-технической и инновационной деятельности Министерства образования и науки    0   700  | Понимание алгоритмических обществ. Гибридный интеллект и его зомби    1   1890  | Проблемы трактовки и восприятия истории ГДР в единой Германии    0   443 

Ленинизм — блестящий образец русификации марксизма

Ленин и представляемые им русские марксисты унаследовали и развили теорию марксизма, внесли не сравнимый ни с чем вклад в теорию пролетарской революции и социалистического строительства в отсталых странах Востока. Ленинизм – марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, продукт соединения всеобщих истин марксизма с конкретной практикой русской революции, теоретическая система, непосредственно связанная с марксизмом [6].

Распад Советского Союза усилил международное идейное течения отрицания ленинизма под флагом его переосмысления, которое оказало большое влияние на китайскую общественную мысль. В китайской научной общественности проявилось идейное течение демократического социализма, отрицающее ленинизм и зовущее идти по капиталистическому пути  [3].

Роль и значение ленинизма требует прояснения не только из-за интересов научной общественности, но и в связи с современным развитием марксистской теории и развитием китайского общества.

 

  1. 1.      Клевета на ленинизм и его извращение

Отрицание и извращение ленинизма в научных кругах в Китае и за рубежом в основном концентрируется на его идейных истоках, теоретической сущности и связи с марксизмом.

Прежде всего,  рассмотрим вопрос об идейных истоках мировоззрения Ленина

 Западное «лениноведение» считает предшественниками Ленина русских народников: Чернышевского, Ткачева, Нечаева. По его мнению, душой ленинизма является якобинство, а не марксизм. С ХХI века западные ученые, особенно принадлежащие к левому лагерю, развернули дискуссию о том, «произошел ленинизм» от Каутского или же от Маркса [5]. В последние годы некоторые китайские учёные стали отрицать, что идейным истоком ленинизма  является марксизм. В 2007 году в статье «Модель демократического социализма и перспективы Китая» утверждалось, что «орудийные залпы Октябрьской революции послали нам ленинизм, а не марксизм», а «ленинизм есть наследование и развитие бланкизма» [4]. Утверждалось даже, что воспринятый китайцами марксизм был марксизмом, «искаженным», «деформированным» Лениным. Некоторые считают, что восприемником ортодоксального марксизма был Плеханов,  а не Ленин. Во  введении к статье «Новое познание ленинизма» высказывается мнение, что марксизм и ленинизм возникли в разное время и в разных местах, основываются на неодинаковых человеческих отношениях и общественно-политических ситуациях [1]. Подобные утверждения разрывают связь ленинизма с учением Маркса.

Кроме того, возник вопрос относительно насильственной революции или мирного перехода

После победы руководимой Лениным Октябрьской революции придерживающиеся либеральных взглядов западные ученые стали считать, что она не была исторической неизбежностью. Некоторые российские учёные и западные ученые левой ориентации разделяют точку зрения Плеханова, который считал, что Октябрьская революция не является социалистической в подлинном смысле этого слова, что это нежизнеспособный, преждевременно родившийся ребенок[1].

Некоторые китайские учёные испытали влияние подобных идей и стали продвигать так называемый демократический социализм и точку зрения Плеханова, отрицая ленинизм. Они пропагандировали демократический социализм как ортодоксальный марксизм,  настаивая на том, что «отношения между социализмом и капитализмом есть отношения преемственности и развития, а не свержения и уничтожения» [4].

Наконец, рассмотрим вопрос о диктатуре пролетариата

Зарубежные ученые особенно резко критикуют теорию Ленина о диктатуре пролетариата, считая ее монопольным господством нового класса бюрократии.  По их мнению, отказ от содержащихся в теории марксизма гуманизма, прав человека и свободы есть «первородный грех» тирании сталинизма. Ряд китайских  ученых, передергивая слова Плеханова, отрицают диктатуру пролетариата, не останавливаются перед тем, чтобы фальсифицировать слова Плеханова, и, произведя подмену, используют слова Энгельса для отрицания диктатуры пролетариата. Они считают, что созданная Лениным диктатура пролетариата была олигархической диктатурой нескольких человек, а созданная Сталиным «диктатура пролетариата» была уже личной диктатурой!

Эти люди, исходя из недобрых побуждений, стремятся отбросить ленинизм, отвергнуть и отбросить марксизм и строительство социализма, поддержать капиталистический строй и модель демократического социализма.

 

  1. 2.      Ленинизм – это марксизм эпохи империализма

В.И.Ленин унаследовал  и в революционной борьбе отстоял основные принципы, позиции и методы марксизма, т.е. суть и душу марксизма. Он обогатил и развил марксизм на основе революционной практики определенной, империалистической эпохе. Ленин, прежде всего, определил свою эпоху, как эпоху империализма и пролетарских революций. Он смог уловить ее особенности, главное содержание и дух и потому сумел развить марксизм и научный социализм до новейшего этапа – ленинизма.

Ленинская теория империализма - крупнейшее развитие марксизма, творческое применение экономической теории Маркса и Энгельса (в особенности основных положений «Капитала») в эпоху империализма. Использовав метод исследования, к которым прибегали Маркс и Энгельс для научного познания сущности капитализма и его закономерностей, Ленин поднял дело пролетарской революции на новую высоту, новый этап; одновременно он научно подошел к изучению нового этапа развития капитализма. Поэтому его теория империализма обобщила и раскрыла новые особенности развития мирового капитализма со времени публикации работы Маркса «Капитал», он обосновал переход капитализма от свободной конкуренции к этапу монополий, т.е. к империализму. На этом этапе основные противоречия капиталистического общества стали более острыми, более заметными, что неизбежно порождало империалистические мировые войны. Эти войны несли неисчислимые бедствия человечеству, но давали различным революционным силам возможность объединиться и нанести удар по империалистическим угнетателям, что способствовало новому подъёму мировой пролетарской революции, переходу его на новый этап.

Ленинская теория империализма ясно указала, что империализм – это война. Поэтому теория Каутского о «сверхимпериализме» и парламентской борьбе, оппортунизм Бернштейна, ревизионизм социал-демократической партии Германии, невозможность определения русскими марксистами на раннем этапе главных тенденций эпохи и революционного момента привели к тому, что существовало лишь начетническое истолкование марксизма, порождавшее абсурдные выводы. Теория империализма отстаивала принцип завоевания политической власти пролетариатом путем революции. Это не только заложило фундамент ленинизма, но придало ему актуальность и практичность, покончило с совершенным после смерти Маркса и Энгельса предательством II Интернационала, выражавшемся в ревизионизме и оппортунизме, а также с серьезным спадом марксизма и международного коммунизма. Ленинская теория империализма вооружила мировой пролетариат, указало направление и путь к новому подъему и новому этапу пролетарской революции.

В апреле 1924 г. Сталин в статье «Об основах ленинизма» указал, что «ленинизм  есть марксизм эпохи империализма и пролетарских революций». Вклад представленного Лениным нового поколения российских марксистов в виде новейшей теории империализма содержал научный ответ на ряд выдвинутых новой исторической эпохой вопросов, требующих срочного разрешения. Эта теория вооружила широкие массы трудящихся, продвинула вперед великую борьбу человечества за социализм до новых рубежей, открыла новую эру пролетарских революций. Ленинизм – новейший этап развития марксизма конца XIX в. -  начала XX в., т.е. марксизм эпохи империализма.

 

  1. 3.      Ленинизм является русифицированным марксизмом

Главная заслуга Ленина в развитии марксизма в том, что он открыл суть пролетарской революции и социалистической революции в эпоху империализма в такой сравнительно отсталой в экономическом и культурном отношении стране, как Россия, и исследовал этот путь.

Соединив марксистскую теорию с конкретной ситуацией в тогдашней России в работах «Что делать?», «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «О некоторых  особенностях исторического развития марксизма», «Три источника и три составные части марксизма» и др., Ленин создал теоретическое оружие, позволившее осмысливать и решать вопросы России и русской революции [8].

Теория построения новой пролетарской партии, теория победы первоначально в одной или нескольких странах, теория диктатуры пролетариата и выдвинутая им в последние годы теория о строительстве социализма  осуществили соединение марксизма с реалиями России. Поэтому ленинизм - русифицированный марксизм.

Прежде всего, теория победа социализма первоначально в одной или нескольких странах была превращена из научной теории в реальное движение и политический строй. Ленин считал, что «развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве. Отсюда непреложный вывод – социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными или добуржуазными» [2].

Эта теория, обогатив и развив марксистскую теорию о пролетарской революции на историческом фоне эпохи империализма, предоставила теоретическое руководство и духовную опору для Октябрьской революции в России и отсталом Китае, вдохновляла пролетариат в случае созревания условий не упустить шанса для завоевания политической власти, чтобы добиваться перспектив движения к социализму.

Второе достижение Ленина - теория о пролетарской партии нового типа. Это центральное содержание ленинизма, а также одно из величайших наследий  в области политической теории, оставленных Лениным для дела социалистической революции и социалистического строительства. Благодаря учению Ленина о строительстве партии марксистская теория на этот счет впервые приобрела вид систематичной законченной системы и формы. В работах «Что делать?» и «Шаг вперед, два шага назад» и др. он выдвинул ряд теоретических положений о строительстве партии. Например, о необходимости создания марксистской политической партии нового типа, руководящей рабочим революционным движением, придерживающейся теории научного социализма, вносящей эту теорию в движение масс, строго организованной, дисциплинированной и работающей нелегально, строящейся на основе демократического централизма и т.д. Только в результате этого пролетариат сможет превратиться в настоящий, действительно осознающий свои интересы, класс-авангард, способный выполнить историческую миссию социалистической революции.

Только благодаря тому, что Ленин создал большевистскую партию в соответствии с этой теорией, она смогла, руководя народом, пройдя через длительную мучительную борьбу, одержать победу в Октябрьской революции. После победы революции партия, руководя пролетариатом и народными массами, создала новую политическую власть и укрепила её; руководя народными массами и Красной Армией, партия вела Гражданскую революционную войну, осуществила героическую борьбу против классовых врагов, поднявших контрреволюционный мятеж, и против империалистических иностранных интервентов.

В-третьих, теория диктатуры пролетариата заложила основу для создания и укрепления политического строя социалистического государства. Ленин построил первое в мире государство диктатуры пролетариата, посредством революционной практики обогатил и развил теорию диктатуры пролетариата. Размышления Ленина в последние годы его жизни оказали большое влияние на развитие марксистского учения о государстве, явились выдающимся вкладом в развитие международного революционного движения, он также выдвинул руководящие идеи, которые имели характер предвидения относительно строительства социалистического государства.

В-четвёртых, следует упомянуть его теорию всесторонней реформы и строительства социализма. После победы Октябрьской революции Ленин руководил реформами в политике, экономике и культуре. В сфере экономики это проявлялось, главным образом, в переходе от военного коммунизма к новой экономической политике, а также в обобщении опыта и размышлениях о судьбах и пути социализма, в особенности, относительно теории развития крупной машинной индустрии и вовлечения мелких производителей на путь социализма. Это способствовало оформлению более целостной теории строительства социализма, приданию ей стратегического характера.

В.И.Ленин не только способствовал развитию социалистической революции и движению марксизма по традиционному европейско-американскому пути, он добавил к марксистской теории теорию революции и строительства в отсталых странах Востока, таких, как Россия. Ленинизм - этап проявления  конкретной практики марксизма в России, русифицированный марксизм.

 

4. Ленинизм - это марксизм, действующий в соответствии со временем

Теория В.Л.Ленина о пролетарской революции и социалистической революции является блестящим примером того, как надо творчески действовать в соответствии со временем. Постоянный творческий дух Ленина проявлялся не только в его оценках эпохи, но и в его высочайшем внимании к новым изменениям конкретной практики и формам её выражения;  исходя из этого, он глубже и точнее понимал законы и направление развития практического движения. В.И.Ленин не только смело исправлял выводы учителей прежнего поколения, оказавших на него значительное влияние, но уже устаревших, но и исправлял свои собственные положения, которые в результате проверки практикой оказались устаревшими или ошибочными.

Ленинизм прошел через три больших скачка. Первый заключался в определении, что капитализм от свободной конкуренции развился до этапа монополий, т.е. до этапа империализма. Ленинизм выступил в качестве теоретической инновации новой практики марксизма в эпоху империализма, благодаря чему марксизм постоянно обретал жизненную силу и получал развитие.

Второй скачок в теории заключался в том, что социалистическая революция может одержать победу в одной или нескольких странах. Размышляя об отношении теории Маркса о революции в Европе к революции в России, В.И.Ленин выдвинул идею о том, что буржуазная революция в России может стать прелюдией к социалистической революции во всей Европе и во всем мире. В конце 1920 г., после победы в гражданской войне, В.И.Ленин пришел к выводу о существовании закона неравномерности экономического и политического развития капитализма, высказал идею, что социалистическая революция может вначале одержать победу в нескольких или даже в одной капиталистической стране.

Третий скачок в теории заключался в том, что в России, крестьянской стране, можно построить социализм лишь через «целую историческую эпоху» осуществления новой экономической политики. В.И.Ленин пришел к пониманию того, что в странах, отсталых в экономическом и культурном отношениях, как, например, в России, пролетариат, овладев политической властью, должен перейти к социализму через «промежуточное звено», т.е. использовать роль частнохозяйственного капитализма, госкапитализма, товаров и денег в развитии производительных сил и дела социализма. В.И.Ленин считал, что новая экономическая политика может  повысить уровень производительных сил, и её следует осуществлять в течение длительного времени. В знаменитых размышлениях последнего периода своей жизни В.И.Ленин представил, как посредством новой экономической политики осуществить ряд социалистических реформ по отношению к политике, экономике и культуре новой России.  

Творческий дух действия в соответствии со временем - драгоценное богатство, которое В.И.Ленин оставил последующим поколениям.

Теория социализма В.И.Ленина одержала великие победы. Революция и социалистическое строительство в Китае под руководством теории Ленина также добились больших достижений, подтверждая, что ленинизм действительно является научной системой и обладает большой жизненной силой. Духовная сущность, основные теоретические положения, позиции, взгляды и методы ленинизма являются марксистскими, действуют в соответствии со временем и непрерывно обновляются. В условиях мирового финансового кризиса и эпохи нового империализма его научная ценность и творческий дух продолжат указывать, как осуществлять пролетарские революции и социалистическое строительство в отсталых странах и как социалистическому движению в развитых странах Запада вновь начать подъем.

  1. 5.                  Ленинизм как наследование, обогащение и развитие марксизма

Ленинизм имеет неразрывную связь с марксизмом. В.И.Ленин в своих теориях пролетарской революции и социалистического строительства унаследовал, обогатил и развил марксизм.  Марксизм впервые из научной теории воплотился в политическую практику и реальный общественный строй, было впервые осуществлено диалектическое единство научного социализма как учения и движения и как общественного строя.

Отсюда видно, что ленинизм обладает практичностью, соответствует особенностям эпохи, ему присущ боевой дух, он унаследовал и обновил марксизм. В основном, это проявилось в трех моментах: во-первых, он дал в соответствии с новой исторической  обстановкой и конкретной революционной практикой всестороннее объяснение и комментарии, к содержащимся в теории К.Маркса и Ф.Энгельса, положениям, которые не были у них подробно разъяснены; во-вторых, по тем проблемам, которые К.Маркс не рассматривал, он в соответствии с реальной ситуацией в России и практическим опытом русской революции выдвинул русифицированную марксистскую теорию, обогатил систему марксизма; в-третьих, исходя из новой практики, он развил и обогатил те теоретические проблемы, которые К.Маркс и Ф.Энгельс не предвидели, что имело важное практическое значение.

Между ленинизмом и марксизмом существует органическое единство в виде совместного отстаивания и развития, преемственности и творчества, поэтому нельзя делать упор на возвращении к К.Марксу и отрицать В.Ленина, решительно нельзя отрицать изучение Лениным учения Маркса и достигнутые им в этом отношении успехи и тем более нельзя разрывать внутреннюю связь преемственности и развития между Лениным и учением Маркса.

В.И.Ленин исходил из новой обстановки в мире и требований практики революции в России, учитывал особенности России, опыт и уроки революционной борьбы в России и других странах. Поэтому его понимание русской революции и развитие российского общества, ответ на них был как раз марксистским, а не так, как полагали Каутский, другие ревизионисты и Плеханов. Источником ленинизма был марксизм, он боролся и против ревизионизма и против догматизма. В.И.Ленин пропагандировал идею, что, находясь в эпоху империализма, необходимо исходить из конкретных условий и задач России, творчески относиться к учению К.Маркса [7].

Литература

1. Гао  Фан «Новое познание ленинизма». «Таньсо», «Ленинчжуи цзай жэньши» 2008, № 4, с. 169.

2. В.И.Ленин. ПСС. Т. 30,   С.133.

3. Лю Чжимин. Остерегайтесь демократического социализма отрицающего  ленинизм «Вестник партийной школы провинции Юньнань» – «Цзинти минчжу шэхуйчжун фоудин ленинчжун” «Чжунгун юньнань шэн денсяо сюэбао» (2007, № 5, с.29).

4. Се Тао «Минчжу шэхуйчжуи юй чжунго цяньту  ж. «Яньхуан чуньцю» 2007, № 2, с.5.

5. Сюань Чуаньшу, Ма Лия и Мэн Сяоцзюнь.  Несколько вопросов об «изучении ленинизма» западными учеными левой ориентации (Дандай сифан цзои сюэяжэ «ленинчжуи яньцзю» чжун цзигэ вэньти) «Современный мир и социализм».  («Дандай шицзэ юй шэхуйчжуи», 2011, № 2, с. 13).

6. Чжан Цюаньцзин. «Лилун дунтай»  от 30 августа 2007 г.

7. Юй Юаньпэй.  Исходя из требований современной эпохи усилить изучение ленинизма Лицзу сяншидай цзяцян лепинчжун яньцзю  // Мао Цзэдуна/Дэн Сяопин лилун яньцзю: 2009, № 8, с. 62.

8. Юй Юаньпэй «Ленин юй Макэсы сюэшэ гуанси ди сыкао» (Размышления об отношении Ленина к учению Маркса). Наньцзин десюэ сюэбао. 2010, № 5, с. 2.

 

Перевод  В.Г.Бурова



[1] Плеханов считал уровень производительных сил в России недостаточным для социалистической революции и социалистического строительства и был уверен, что в России возможна лишь буржуазно-демократическая революция. Задачи пролетариата и его политической партии должны состоять в том, чтобы уничтожить препятствия к развитию капитализма, уменьшить приносимые им страдания, а не пытаться перепрыгнуть через «кавдинские ущелья» капитализма. Хотя под давлением обстоятельств пролетариат России в результате Октябрьской революции взял в свои руки политическую власть, это нельзя считать хорошим делом. Со ссылкой на Энгельса утверждалось, что самой большой исторической бедой для рабочего класса (и, одновременно, для всей России) является взятие власти, когда оно не подготовлено.

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha