Для науки без науки. О проекте Закона о науке, научно-технической и инновационной деятельности Министерства образования и науки    0   700  | Понимание алгоритмических обществ. Гибридный интеллект и его зомби    1   1890  | Проблемы трактовки и восприятия истории ГДР в единой Германии    0   443 

Об основных вопросах китаизации марксизма

Выдвижение КПК задачи «усиленно вооружать всю партию новейшими достижениями китаизированного марксизма» имеет длительные исторические корни и исходит из глубоких практических требований.

Выдвижение идеи о «китаизации марксизма». 

Тема «китаизации марксизма» была выдвинута Мао Цзэдуном на основе обобщения опыта революционной практики Китая, глубоких философских и теоретических размышлений. По сложным историческим причинам КПК вновь выдвинула эту идею на новом практическом фундаменте реформ и открытости в качестве центральной задачи теоретического обновления и вооружения партии.

 

1)      Выдвижение идеи о «китаизации марксизма».

 

Идея «китаизации марксизма» была выдвинута Мао Цзэдуном в начале антияпонской войны.

В  октябре 1938 года, на  VI пленуме ЦК КПК 6 созыва, Мао Цзэдун выступил с обширным докладом «О новом этапе». В 7 части этого знаменитого доклада – «Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» - он, предостерегая от правоуклонистских ошибок, появившихся по вопросу единого фронта в начале антияпонской войны, и опираясь на исторический опыт двух побед и двух поражений в ходе Северного похода и Аграрной революции, сделал глубокое замечание: «Не существует такого понятия, как абстрактный марксизм, существует только конкретный марксизм... Нужно применять марксизм к борьбе в конкретных условиях Китая, а не… абстрактно. Если коммунисты, являющиеся частью великого китайского народа, …будут трактовать марксизм в отрыве от особенностей Китая, то это будет абстрактный, выхолощенный марксизм. Поэтому китаизация марксизма означает, что во всех своих проявлениях он исходит из китайской специфики, другими словами, научиться применять марксизм в соответствии с особенностями Китая, - такова задача, которую вся партия должна безотлагательно понять и решить».

На VII съезде КПК Лю Шаоци, говоря о том, что идеи Мао Цзэдуна являются руководящими идеями партии, ясно указал, что Мао Цзэдун «успешно провел огромную работу по китаизации марксизма».

 

2)      Выработка идеологии «китаизированного марксизма».

 

Мао Цзэдун смог выдвинуть идею «китаизации марксизма» в начале антияпонской войны, поскольку практика китайской революции показала, что только марксизм является наилучшим теоретическим оружием, которое может решить проблемы Китая, но только объединение марксизма с конкретной практикой китайской революции придало ей новый облик.

Первый этап формирования идеи о «китаизации марксизма»: изучение и принятие марксизма для «преобразования Китая и всего мира». Трагическая судьба Китая, который подвергался агрессии из-за своей отсталости, над которым безнаказанно творили произвол, воспламенила патриотические чувства многих смелых борцов в деле спасения Родины от гибели. Однако ни Линь Цзэсюй, Вэй Юань и Гун Цзычжэнь, которые хотели «учиться лучшей варварской технике, с помощью которой сдерживать варваров» (учиться передовой западной технике, чтобы сдерживать агрессию Запада), ни мощное движение тайпинов, руководимое Хун Сюцюанем, ни реформы Кан Ювэя и Лян Цичао не добились успеха.

Синхайская революция под руководством Сунь Ятсена, хотя и положила конец монархическому режиму, правившему Китаем более 2000 лет, не изменило постепенно сложившегося в Китае после Опиумной войны 1840 года полуколониального, полуфеодального характера общества. Плоды революции попали в руки северных милитаристов, государство и народ оставались в критическом положении.  Уже в молодости у Мао Цзэдуна было стремление «преобразовать Китай и весь мир».

Для спасения Родины он, как и многие молодые люди той эпохи во время «движения 4-го мая за новую культуру», выкрикивая лозунг «Долой лавку Конфуция!», избавлялся от пут феодальной культуры, искал пути спасения страны и народа, более широко глядя на мир. Нужно сказать, что у движения 4-го мая были свои недостатки: как потом писал Мао Цзэдун, недостаток критического духа исторического материализма  в отношении традиционной китайской культуры, формализм – «что плохо, то абсолютно плохо», и так далее. Но за время движения 4-го мая в Китай бурным потоком полились идеологии со всего мира, и в идейном сознании Мао Цзэдуна стали происходить драматические перемены. В плане философского мировоззрения произошел переворот от «отрицания своего я» к «утверждению исключительно своего я» и особенно от «духовного эгоизма» к «популизму» и от него к «историческому материализму»; в плане политического мировоззрения он испытал переход от традиционного патриотизма к демократизму и особенно анархизму и, далее, к коммунизму [2].

Все эти идейные перемены, которые испытал Мао Цзэдун, произошли не в книжном кабинете, а под влиянием реальных событий, которые он пережил: после поражения ряда демократических движений, в которых он участвовал и возглавлял – движение за идейное просвещение, движение за изгнание Чжан Дэцзяна, движение за самоуправление провинции Хунань.[1] Принятие им в конце концов марксизма свидетельствует о том, что он стал рассматривать его как идейное оружие для преобразования Китая и всего мира. Здесь историческая точка начала формирования и выдвижения им идеи «китаизации марксизма».

Второй этап формирования этой идеи: в своей статье «Долой книгопоклонство»  Мао Цзэдун выдвинул принцип соединения «книг» и реальностей Китая. Мао Цзэдун и группа передовой интеллигенции приняли марксизм и, соединив марксизм с рабочим движением Китая, создали Коммунистическую партию Китая, поскольку они осознали из практики, что марксизм отражает объективные закономерности общественного развития и представляет интересы эксплуатируемых и угнетаемых масс трудового народа, осознали, что марксизм является тем идейным оружием, которое только и способно разрешить противоречия Китая, и направлено против империализма и феодализма.

Однако практика говорила Мао Цзэдуну и китайским коммунистам, что рожденный на Западе марксизм, основной задачей которого было разрешение противоречий между пролетариатом и буржуазией, нуждается в адаптации к условиям Китая. Для этого Мао Цзэдун, используя методы марксистского классового анализа, всесторонне и системно изучил положение классов в Китае и выработал стратегическую идеологию союза пролетариата с широкими массами крестьянства, городской мелкой буржуазии и национальной буржуазии против империализма, феодализма и связанных с ними компрадорской буржуазии.  После поражения революции в 1927 году он немедленно выдвинул идеологический лозунг «винтовка рождает власть» и, возглавив отряды «восстания осеннего урожая» встал на особый революционный путь - на окружение города деревней и, в конечном счете, захват политической власти во всей стране.

В ходе создания революционных баз в деревне он, после глубоких исследований  и тщательного изучения, выдвинул пути решения ряда новых проблем: земли в деревне, создания красной власти, строительства народной армии и партии. На этой основе он в 1930 году, борясь с субъективистским уклоном, проявившемся в руководстве партии, выдвинул ряд важных идей: лозунг борьбы с книгопоклонством, направленный на соединение марксистских «книг» с практикой Китая; указывал, что право голоса есть только у людей, изучивших вопрос на практике; что победа революции в Китае должна опираться на китайских товарищей, которые знают условия Китая; что нужно выработать идеологическую линию на создание новой ситуации путем борьбы.

И лишь третьим этапом  формирования идеологии «китаизированного марксизма» стало само выдвижение научной идеи о «китаизации марксизма» на основе обобщения исторического опыта и философской мысли. После того, как Красная Армия достигла в ходе Великого похода севера провинции Шэнси, Мао Цзэдун написал такие статьи, как «Вопросы стратегии революционной войны в Китае», «Относительно практики» и «Относительно противоречия», чтобы приступить к работе по изучению исторического опыта партии и марксистской философии среди командиров Красной армии. С другой стороны, в то же время он проанализировал обстановку внутри страны и за рубежом, особенно смену в Китае классовых противоречий национальными, которые и превратились в главные общественные противоречия, выдвинул политический курс на создание единого фронта в войне с Японией, но, учитывая уроки первого периода сотрудничества между КПК и Гоминьданом, обосновал принцип сохранения независимости и инициативы КПК в рамках единого фронта.

Когда Мао Цзэдун вел эту новаторскую работу по развитию марксизма, в ноябре 1937 года в Китай вернулся Ван Мин в качестве руководителя – члена ИККИ. Он выступил на декабрьском заседании Политбюро, передал указание Коминтерна - «все должно подчиняться единому фронту», «все должно идти через единый фронт» - и подверг критике высказывания Мао Цзэдуна о сохранении партией независимости и инициативы  в рамках единого фронта. В 1938 году ЦК партии направил в Советский Союз Жэнь Биши для отчета перед Коминтерном о работе. Руководивший тогда работой Коминтерна Г. Димитров, узнав о ситуации в Китае, направил туда представителя КПК в Коминтерне Ван Цзясяна с указанием Коммунистической партии Китая: «все вопросы в руководстве центральными органами решать во главе с Мао Цзэдуном». Согласно этому указанию, КПК провела VI расширенный пленум ЦК 6-го созыва. На пленуме Мао Цзэдун выступил со знаменитым докладом «О новом этапе», подчеркнул, что партия должна усиливать учебу, исследовать теорию, историю и практику, включая богатый исторический и революционный опыт Китая от Конфуция до Сунь Ятсена, и выдвинул теоретическую задачу «китаизации марксизма».

 

3)      Повторное выдвижение идеи «китаизации марксизма».

 

После освобождения страны КПК очень редко открыто использовала формулировку «китаизация марксизма»: обычно использовалась формула «соединение марксизма и практики Китая». Причиной стала принятая в июне 1948 года Информбюро резолюция с критикой Коммунистической партии Югославии в так называемом националистическом, антисоветском и прокапиталистическом уклоне. КПК, понимая, что формулировка «китаизация марксизма» может быть ошибочно расценена как националистический уклон и, нуждаясь после завоевания власти во всей стране в помощи Советского Союза, не выдвигала больше формулу «китаизация марксизма». Даже позже при издании «Избранных произведений Мао Цзэдуна» в тексте выступления «Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» фразу «китаизация марксизма» заменили на «применение марксизма в условиях Китая».

Несмотря на это, впоследствии во время советско-китайской полемики КПСС все-таки обвинила КПК в использовании формулировки «китаизация марксизма» в прошлом. В начале ноября 1960 года Лю Шаоци во главе делегации КПК прибыл в Москву для участия в Совещании представителей коммунистических и рабочих партий. ЦК КПСС в переданном делегации КПК пространном «ответном письме» в адрес ЦК КПК выдвинуло против китайской коммунистической партии ряд обвинений, в том числе говорилось: «Марксизм-ленинизм – это интернациональное учение, оно одинаково подходит и может быть использовано всеми странами. Однако китайские товарищи, китайская печать широко использует тезис «китаизированный марксизм». Например, тов. Лю Шаоци в докладе на VII съезде КПК, говоря о китаизации марксизма, заявил, что тов. Мао Цзэдун «успешно провел огромную работу по китаизации марксизма». По этому поводу Мао Цзэдун дал ответ на 9 Пленуме ЦК КПК 11-го созыва в январе 1961 года. Он шутливо заявил: «Патент на китаизацию марксизма, боюсь, не у тебя (имелся в виду Лю Шаоци), я думаю, я тоже об этом говорил! Даже на бумаге, я помню, это есть, на шестом пленуме записали о китаизации марксизма, я помню, я упоминал об этом, вот поэтому возник этот вопрос с авторскими правами. Так называемая китаизация марксизма – это соединение всеобщей истины марксизма с конкретной практикой китайской революции, одно  всеобщее, одно конкретное, соединение этих двух вещей и называется китаизацией».

Практика подтвердила, что выдвижение Мао Цзэдуном задачи «китаизации марксизма» было правильным. Дэн Сяопин со всей серьезностью обобщил исторический опыт социалистического движения в нашей стране и в мире, выдвинул научную задачу – «идти своим путем, строить социализм с китайской спецификой» - и совершенно новой практикой социализма подтвердил и проверил правильность идеи китаизации марксизма.

В начале ХХ1 века КПК, руководствуясь принципом «практика – критерий истины», вновь использовала формулировки «китаизация марксизма» и «китаизированный марксизм».  1 июля 2001 года Цзян Цзэминь в речи на праздновании 80-летия со дня основания КПК впервые использовал термин «китаизированный марксизм» для описания идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина.  26 сентября того же года в «Решении ЦК КПК относительно усиления и улучшения строительства стиля работы партии» было выдвинуто требование «непрерывно продвигать китаизацию марксизма». После XVI съезда КПК формулировка  «китаизация марксизма» стала в КПК часто использоваться.

22 июня 2003 года ЦК КПК в уведомлении о необходимости изучения идей «тройного представительства» подчеркивал, что эти важные идеи являются «новейшим плодом китаизации марксизма». Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзинтао в речи на семинаре в Политбюро ЦК в июле 2003 года, на торжественном заседании, посвященном 110-летию со дня рождения Мао Цзэдуна в декабре того же года, на конференции по теме о поддержании передовой роли коммуниста в новый период в январе 2005 года, в речи на собрании по изучению «Избранных  произведений»  Цзян Цзэминя и в речи на 6 пленуме ЦК КПК 16- го созыва в октябре того же года, а также в других выступлениях много раз использовал формулировку «китаизация марксизма». 31 мая 2006 года в предисловии для учебного пособия, предназначенного всем кадровым работникам Китая, Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзинтао указал: «В деле образования и переподготовки кадровых работников нужно руководствоваться марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и идеями «тройного представительства», полностью проводить в жизнь научную концепцию развития, поставить в центр работы изучение и распространение новейших результатов китаизации марксизма, приложить усилия к тому, чтобы широкие массы партийных работников смогли правильно овладеть научным содержанием и духовной сутью результатов развития теории марксизма в Китае, вооружили себя этими знаниями, руководствовались этим на практике и в работе».

На XVII съезде КПК, остановившись на задачах идеологического строительства партии, Ху Цзиньтао указал, что нужно вооружить партию последними достижениями китаизированного марксизма. После VII съезда КПК в 1945 году впервые формулировка «китаизация марксизма» вошла в документы партийного съезда.

 

 Научное содержание «китаизации марксизма»

 

«Китаизация марксизма» - совершенно новая идея. Ее выдвижение - теоретическое новшество не только для Китая, но и для всего развития марксизма.

Основной принцип и теоретические требования китаизации марксизма

Еще до выдвижения Мао Цзэдуном идеи «китаизации марксизма» знаменитый марксистский философ Ай Сици еще в апреле 1938 года писал: «сейчас необходимо развернуть движение за китаизацию и реалистичность философских исследований». В феврале 1940 года он подверг глубокому анализу и критике ошибочные взгляды Е Цина, который под именем «китаизации марксизма» проповедовал «специфику Китая» и, выступая за «возврат к древности», отрицал марксизм.

Мао Цзэдун на основе диалектико-материалистической теории познания, изложенной в работах «Относительно практики» и «Относительно противоречия», и особенно начиная с работы «Против книгопоклонства» и после прибытия в Яньань неоднократно подчеркивал и излагал научные взгляды об изучении марксизма.

Такая научная тема, как «китаизация марксизма», должна ответить на основополагающий теоретический вопрос: как Китай «должен отстаивать и развивать марксизм». Поэтому, это в первую очередь принцип теоретической работы марксизма и в то же время требование марксизма к теоретической работе партии.

            Следует разграничить концепции «китаизации марксизма» и «китаизированного марксизма». Первое – это принцип и требования, которых должны придерживаться в теоретической работе теоретики марксизма в Китае, второе – это результаты, полученные в процессе китаизации марксизма.

Принцип и требования, которых должны придерживаться в теоретической работе теоретики марксизма в Китае, включают один принцип и три требования.

Принцип - «соединение марксизма с практикой Китая», в соответствии с ним нельзя абстрактно, догматически трактовать марксизм. После того, как Мао Цзэдун в докладе «О новом этапе», в разделе «Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» четко поставил этот вопрос, в 1939 году в предисловии к первому номеру журнала «Гунчанданжэнь» («Коммунист»), он еще глубже и более системно остановился на процессе осознания КПК этой проблемы и влиянии этой проблемы на степень зрелости партии. Он подчеркнул, что партия должна упорно учиться, изучать теорию, историю и практику и с этих трех сторон осуществлять «китаизацию марксизма».

А в известной работе 1941 года - периода исправления стиля работы - «Перестроим нашу учебу», Мао Цзэдун, излагая принцип «поисков истины в реальных фактах», основанном на «единстве теории и практики», указывал, что, соединяя теорию и практику, нужно соединять теорию с историей и реальным положением дел: теория соединяется таким образом с «практикой», включающей две стороны  - «исторический опыт» и «реальное положение». Безусловно, в этом отношении изучение «реального положения» - самое главное. В то же время «исторический опыт» также является очень важной стороной дела. Мао Цзэдун, применяя марксизм для решения практических вопросов, особое внимание уделял привлечению более широкого исторического опыта для изучения закономерностей практического движения. «Исторический опыт» включает опыт Китая, а также других стран, новейшую и древнюю историю Китая. Фактически это осознание и решение практических вопросов на основе использования марксизма для изучения исторического опыта древности и современности в Китае и за рубежом. Процесс китаизации марксизма – трудный процесс теоретического исследования, соединения теории с объективной практикой, включающей исторический опыт и реальное положение.

Три теоретических требования - это, во-первых, использование марксизма для изучения и решения проблем Китая, включая использование марксизма для изучения и обобщения исторического опыта развития Китая и, далее, использование марксизма для изучения и обобщения закономерностей движения общественных противоречий в Китае. Во-вторых, обобщение богатого опыта, сложившегося в Китае в практике революции и строительства и через глубокое сравнение с опытом зарубежных стран, повышение его до теоретического уровня, пополнение марксистской теоретической системы. Как говорил Мао Цзэдун в 1941 году, «надо сделать марксистской богатую практику китайской революции» [5]. В-третьих, нужно выражать марксизм в национальной форме, включая язык, «приятный на слух и радостный для глаза народа», нужно китаизировать марксизм не только по содержанию, но и по форме.

Таким образом, процесс китаизации марксизма - двусторонний процесс взаимодействия марксизма с практикой Китая. Это процесс руководства теорией практики и процесс повышения практического опыта до уровня теории. Для марксизма это процесс ответа на вопросы и решения проблем,  выдвигаемых практикой Китая, и процесс отстаивания и развития на практике марксистской теории. Здесь теория сталкивается с практикой Китая, направляет ее и в то же время глубоко проникает в практику и не может быть оторвана от практики: она должна ответить на вопросы и решить проблемы, выдвигаемые практикой Китая,  а также брать на себя смелость и овладевать умением проводить теоретические обобщения и выдвигать теоретические новации.

Кроме того, процесс китаизации марксизма - двусторонний процесс обобщения исторического опыта под руководством  марксизма и изучения практики реальных противоречий.  Если не изучать реальные противоречия и исторический опыт, невозможно объективно смотреть на вещи. Только соединив исследование реальных противоречий с исследованием исторического опыта древней и современной истории Китая и других стран, возможно познать внутренние закономерности движения противоречий, дать толчок теоретическим новациям в марксизме и осуществить китаизацию марксизма.

Китаизация марксизма и проблема «искажения» марксизма

Важный вопрос заключается в том, как относиться к так называемым «искажениям» появляются в ходе «китаизации марксизма».

Множество новых теоретических взглядов рассматривалось ранее как «искажения». Эта ситуация носит универсальный характер в истории идеологии. Процесс китаизации марксизма - практический поиск и практическое новаторство, а также теоретический поиск и теоретическое новаторство в ходе раскрепощения сознания и раскрытия подлинной сущности фактов. По отношению к сложившимся в ходе практики новым взглядам и новому опыту также необходимо заново их понять на основе практики и дать объективную оценку, исходя из практики как критерия истины. В ходе этого поиска и новаторства неизбежно будут появляться различия, антагонизм и столкновения старых и новых взглядов, какой-то новый опыт и взгляды неизбежно будет рассматриваться как искажение ортодоксальной теории.

Таковы идеи Мао Цзэдуна об окружении города деревней и его вывод о том, что основной движущей силой китайской революции является крестьянство; идеи Дэн Сяопина о построении социализма с упором на экономическое строительство и о том, что при социализме можно развивать рыночную экономику; идеи Цзян Цзэминя о принципе «тройного представительства» и о том, что лучшие представители новых социальных слоев также могут вступать в партию. Дэн Сяопин, упоминая о «Решении ЦК КПК о реформе экономической системы», принятом на третьем пленуме ЦК двенадцатого созыва, говорил: «Этот документ об экономической реформе хороший. Он как раз объясняет, что такое социализм, там есть слова, которые наши предшественники не говорили, некоторые новые слова. Я думаю, сказано все ясно. Раньше мы не могли писать такие документы, и без практики нескольких лет невозможно написать такой документ. Даже если бы и написали, его было бы трудно принять, посчитали бы за “искажение”» [1].

Такое случалось в истории развития марксизма, такое происходило и в истории развития человеческой цивилизации. Это вопрос не желания, а проблема, неизбежно появляющаяся в ходе практики, теоретического поиска и обновления.  Вот почему в процессе теоретических инноваций, в процессе китаизации марксизма необходимо освободить сознание и правильно относиться к так называемым «искажениям».

Правильное отношение к «искажениям» подразумевает  правильное отношение к новым точкам зрения. Вопрос в том, что отнюдь не всякая новая точка зрения является правильной.  Во время «великой культурной революции» КПК выдвинула теорию «продолжения революции в условиях диктатуры пролетариата» и утверждала, что это новый этап развития марксизма. Практика показала, что это теория полностью ошибочна. Мы должные рассматривать практику как единственный критерий истины и смотреть, какая из новых точек зрения отвечает объективным закономерностям и эффективна на практике. Конечно, такая проверка не может состояться за один-два дня, осознать ее истинность или ошибочность можно только путем долгих наблюдений и постоянного анализа.

«Китаизация марксизма» и национализм 

Как мы упоминали выше, КПК долго не использовала формулировку «китаизация марксизма», чтобы избежать неверной трактовки со стороны КПСС и не быть обвиненной в национализме.

Во-первых, необходимо отметить, что национализм – многозначное слово. Иногда отождествляют национализм с патриотизмом, иногда воспринимают его как идейное течение, ставящее в центр национальные интересы, их защиту в узком смысле, не берущее никаких международных обязательств и даже готовое нарушить другие национальные интересы. Последнее мы часто называем «узким национализмом».

В те годы, когда Коминформ выступил с критикой югославского национализма, считалось, что представители Югославии в коммунистическом движении часто расходились с КПСС. Очевидно, что тогда не смогли правильно разделить разные виды национализма. А КПК, выдвинув идею китаизации марксизма, подчеркивает, что Китайская коммунистическая партия исходит из практики Китая, решает все важнейшие проблемы на основе независимости и суверенитета, осуществляет на деле независимость, освобождение и развитие китайской нации. Когда Мао Цзэдун руководил революцией, он часто подчеркивал необходимость наш патриотизм соединять с пролетарским интернационализмом. Мы не можем отбросить знамя патриотизма из-за подозрений  в таком национализме, и мы точно так же не можем, подчеркивая патриотизм, попустительствовать узкому национализму.

В то же время национализм и патриотизм – категории исторические. Мао Цзэдун в работе «Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» говорил: «Конкретное содержание патриотизма определяется историческими условиями. Существует «патриотизм» японских агрессоров и Гитлера, и существует наш патриотизм» [4]. Так же и патриотизм, к которому мы призываем: в годы опасности для нации главное содержание национализма или патриотизма – это спасение нации, а сегодня главным содержанием национализма или патриотизма является великое возрождение китайской нации в ходе развития социализма с китайской спецификой. Поэтому китаизация марксизма тесно связана с историческими задачами, возложенными на нашу нацию.

«Китаизация марксизма» и его модернизация 

В своих исследованиях в последние годы некоторые ученые отмечали, что современные исторические условия сильно отличаются от ситуации, в которой Мао Цзэдун выдвинул идею «китаизации марксизма». Марксизм  не только необходимо «китаизировать», его также нужно «модернизировать» или «осовременить». Этот вопрос нуждается в тщательном изучении.

Процесс китаизации марксизма - это процесс развития марксизма в Китае

Марксисты всегда придавали большое значение изменениям эпохи и, следуя за ними, обновляли свою теорию. Это проявилось с особой силой во время перехода от капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Вожди и идеологи Второго Интернационала не смогли адаптироваться к изменениям эпохи, появились такие ошибочные взгляды, как берштейнианство и каутскианство, а никогда не видевший ни Маркса, ни Энгельса российский социал-демократ Ленин защитил чистоту марксизма, указав, что эпоха уже радикально изменилась, но основные принципы марксизма не устарели, и марксизм должен выработать новую стратегию и курс на их основе, исходя из изменений эпохи. Цзян Цзэминь называл эту научную позицию марксизма «двигаться в ногу со временем» и говорил, что именно в этом заключается качество теории марксизма.

Как раз это качество марксистской теории способствовало тому, что в 80-е годы 20 века КПК смогла понять основное содержание эпохи и приняла историческое решение о начале реформ и политики открытости внешнему миру, и в ходе этой великой новаторской работы начался второй исторический скачок соединения марксизма и практики Китая. Был открыт путь социализма с китайской спецификой и создана теоретическая система социализма с китайской спецификой – последнее достижение китаизации марксизма.

Китаизация марксизма имманентно включает в себя его модернизацию и осовременивание

Стоит ли добавлять к «китаизации марксизма» его «модернизацию» и «осовременивание»? Я считаю, что в идее «китаизации марксизма» уже содержится требование его «модернизации» и «осовременивания», и поэтому нет необходимости добавлять к формулировке «китаизация марксизма» соответствующие термины.

Последние достижения в китаизации марксизма

Генеральная линия теоретического обновления КПК - китаизация марксизма.  Теоретические новации китайских коммунистов, – такие крупные стратегические концепции, как идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, «тройное представительство» и выдвинутая на XVI съезде КПК идея научного развития, -  все они являются последними достижениями китаизации марксизма.

Основным требованием к китаизации марксизма является соединение марксизма с практикой Китая. Это не кабинетное изучение связи одного понятия с другим, перехода одной категории в другую, а ответ и решение марксизмом вопросов, выдвинутых практикой и исходя из практики. Поэтому результатами китаизации марксизма являются теоретические результаты решения крупных проблем Китая марксистами.

Со времени создания КПК нужно было решить две исторические задачи новейшей истории Китая – добиться национальной независимости и освобождения народа, обеспечить процветание и силу государства и общее повышения уровня жизни людей, причем вторую задачу можно решить лишь после решения первой.

Для решения первой исторической задачи, стоявшей перед китайской нацией, КПК провела первое «соединение» марксизма с практикой Китая, осуществила первый теоретический скачок: выработала теорию новой демократии. Ее основной создатель - Мао Цзэдун. Он, исходя из основных особенностей страны как полуколониального полуфеодального общества, нашел путь революции с китайской спецификой, показал историческую необходимость перехода от новой демократии к социализму.

Для решения второй исторической задачи китайской нации КПК провела второе «соединение» марксизма с практикой Китая, начала второй теоретический скачок: выработала теорию социализма с китайской спецификой. Поиски социализма с китайской спецификой начались Мао Цзэдуном в 50-х годах прошлого века, когда велось осмысление социалистического пути исходя из практики Китая. Впоследствии из-за ошибок в руководящей идеологии эти поиски потерпели неудачу, но оставили нам драгоценное идейное наследие. Основным создателем этой теории был Дэн Сяопин. Он унаследовал незавершенное Мао Цзэдуном дело и его идейное богатство, обобщил исторический опыт мирового и китайского социалистического движения и новый опыт реформ и открытости и повел партию и народ за собой, открыв путь социализма с китайской спецификой, создал теорию социализма с китайской спецификой.

По мере углубления этого теоретического скачка на практике, китайские коммунисты, основным представителем которых был Цзян Цзэминь, столкнувшись с происходившими на рубеже столетий переменами в мире и в Китае, выдвинули новые задачи партийной и государственной работы. Выдвинутые идеи «тройного представительства» сделали новый вклад в теорию социализма с китайской спецификой. Начиная с 16-го съезда КПК Центральный комитет, возглавляемый Генеральным секретарем Ху Цзиньтао, исходя из новой практики нового этапа развития в новом веке, выдвинул стратегическую идеологию научного развития, еще более обогатив теорию социализма с китайской спецификой.

Хотя этот теоретический скачок еще не завершен, но со времени создания теории Дэн Сяопина, до появления идей «тройного представительства»  и до выдвижения XVI съездом концепции научного развития, через все эти стратегические концепции красной нитью проходит одна тема: социализм с китайской спецификой. Это основная тема всей теории и практики современных китайских коммунистов. Сейчас сложившиеся вокруг нее теоретические взгляды уже представляют собой научную систему. Поэтому Ху Цзиньтао в докладе XVII съезду КПК указал: «Теоретическая система социализма с китайской спецификой – это научная теоретическая система, включающая такие крупные стратегические идеи как теория Дэн Сяопина, важные идеи тройного представительства и научную концепцию развития». Он также отметил, что эта теоретическая система как раз и является «последним достижением китаизации марксизма».

 

Перевод  А.А.Борисова

 

Литература

1. Дэн Сяопин. Цзай чжунъян гувэнь вэйюаньхуй дисаньцы хуйи шандэ цзянхуа. (Выступление на третьем пленарном заседании Центральной комиссии советников.) Дэн Сяопин Вэньсюань (Сборник произведений). Пекин, 1983. Т.3.

2. Ли Цзюньжу. «Мао Цзэдун и Китай в Новое время», гл. 1. Фуцзянь жэньминь чубаньшэ, 1996  (на кит.яз.).

3. Мао Цзэдун вэньцзи. (Сборник произведений Мао Цзэдуна в 8 тт). Пекин, 1993. Т.1 (на кит.яз.).

4. Мао Цзэдун. Место КПК в национальной войне. Избранные произведения. М., Государственное издательство иностранной литературы, 1952. Том 2.

5. Мао Цзэдун. Фаньдуй чжугуаньчжуи хэ цзунпайчжуи. (Против субъективизма и групповщины). Мао Цзэдун вэньцзи (Сборник произведений Мао Цзэдуна в 8 тт). Пекин, 1993. Т. 2.



[1] 1-2 января 1921 года, выступая на общем собрании членов общества Синьмин в Чанша, Мао Цзэдун сказал: «Путь русской революции – вновь найденный путь, когда все другие пути были закрыты. Только этот путь по сравнению с другими способами изменений содержит в себе больше возможностей» Мао Цзэдун вэньцзи [3]. 

комментарии - 1
gelenlvab 10 декабря 2017 г. 7:18:16

Дорогие соотечественники скоро осталось до престоящего лета в связи с этим вопрос кто куда собирается поехать отдыхать?
Подумываем с сестрой отправиться провести отпуск, кто где ищет [url=https://vk.com/otdyh_i_zhile_gelendzhik]жилье в геленджике[/url]?
Боюсь что обманут сейчас столько мошенников страшно бронировать.

Мой комментарий
captcha