Экономико-правовая реальность проектного капитализма    0   594  | Социальная база большевиков в 1917 году    0   356  | Новейшая историография о В. И. Ленине    0   339 

Новая китайская концепция и российско-китайское сотрудничество по Северному морскому пути

20 июня 2017 года Государственное океанографическое управление и  Национальный комитет по развитию и реформам Китая опубликовали совместную работу под названием «Концепция морского сотрудничества в  строительстве “Пояса и пути”» (далее — «Концепция») [14]. С момента издания в марте 2015 г. «Перспектив и  действий по продвижению совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» (далее — «Перспектива и  действия») китайское правительство впервые предложило план морского сотрудничества в сфере строительства “Пояса и пути”, что стало одним из результатов форума международного сотрудничества “Пояс и путь”.

«Концепция» состоит из четырех частей: контекст эпохи, принципы сотрудничества, подходы к сотрудничеству и приоритеты сотрудничества. Она опирается на идею «Перспектив и действий», дополняя ее морскими компонентами. В документах сходятся цели, принципы, подходы и главные сферы сотрудничества. В качестве основы для сотрудничества в них указано совместное создание экономических коридоров вдоль международных магистралей.

Ключевых сфер сотрудничества пять: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. Однако эти пять сфер в《Концепции》указаны не прямо, как в «Перспективах и  действиях», а воплощены в содержаниях четвертой части《Концепции》, где выдвинуты пять совместных путей, из которых вытекают пять приоритетых направлений сотрудничества на море: в области зеленого развития[1], по обеспечению совместного процветания[2], по обеспечению безопасности на море[3], по исследованию и инновации[4], в управлении морями и океанами[5]. Эти пять направлений отражают все пять главных сфер сотрудничества[6], рассмотренных в «Перспективах и  действиях. С другой стороны, они подчеркивают морские элементы и предлагают новые варианты концепции и сфер сотрудничества.     

Хотя совместное создание экономических коридоров вдоль международных магистралей является единым подходом сотрудничества в обоих документах, между ними есть существенная разница. В «Перспективах и действиях» рассматриваются лишь два экономических коридора на море: "Китай - Индийский океан - Африка - Средиземное море" и "Китай - Океания - южная часть Тихого океана". «Концепция» впервые предлагает добавить к «Морскому Шелковому пути XXI века» еще один экономический коридор: через Северный Ледовитый океан в Европу.

Экономический коридор формируется на основе магистрали. Магистраль через Северный Ледовитый океан в Европу включает Северо-Восточный проход и Северо-Западный (через север Канады) проход, но первый обладает значительными преимуществами по условиям функционирования и транспортному потенциалу в силу разных природных условий, разной истории освоения и разных действий прилегающих стран. Поэтому в обозримом будущем указанный в «Концепции» экономический коридор через Северный Ледовитый океан в Европу главным образом обозначает коридор вдоль Северо-Восточного прохода, а магистраль через Северный Ледовитый океан в Европу обозначает Северный морской путь (далее — СМП).

Тема о совместном освоении и использовании СМП обсуждается не только учеными, но и правительствами, особенно после 2016 года. В марте 2017 года на международном форуме “Арктика—территория диалога” российская сторона пригласила Китай инвестировать в проекты СМП и его инфраструктуру. В апреле на Российско-китайской конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Россия и Китай перед вызовами глобальных изменений» Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка пригласил Китай участвовать в проектах СМП [18]. 14 мая, выступая на Международном форуме “Пояса и пути”, президент России Владимир Путин выразил надежду на то, что Китай сможет использовать арктический маршрут и связать его с маршрутом “Пояса и пути” [12]. 26 мая Россия предложила Китаю совместно развивать СМП под названием "Ледовый Шелковый путь", и Министр иностранных дел Китая Ван И подчеркнул, что Китай приветствует и поддерживает данную инициативу [2]. В июне на встрече полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева с заместителем премьера Гоcсовета КНР Ван Яном Александр Галушка отметил, что важно усилить взаимодействие с китайскими судоходными компаниями для разработки мер по обустройству маршрута СМП. Ван Ян подтвердил интерес к проекту, отметив важность увеличения пропускной способности дальневосточных портов для его реализации [13]. Через полмесяца после издания «Концепции» на встрече с премьером Медведевым председатель Си Цзиньпин заявил, что Китай готов развернуть сотрудничество с Россией на СМП для совместного создания «Ледяного Шелкового пути» [8].

 

Заинтересованности Китая и России в сотрудничестве

на Северном морском пути

Для России СМП - ключевой фактор развития арктической зоны РФ (далее — АЗРФ), где не хватит транспортной коммуникации. Благодаря СМП обширная сибирская территория найдет выход в море для внешней торговли, что будет стимулировать развитие экономики. СМП возьмет на себя большую часть жизненно важного северного завоза. Он  также необходим для транспортировки и экспорта богатых природных ресурсов России в Арктике. Важно и то, что Россия планирует создать единую государственную транспортную систему с использованием СМП, что было бы полезно для развития и объединения страны. Кроме того, СМП имеет важное военное значение, так как позволит объединить ВМФ на западе и на востоке.

 На фоне глобального потепления транзитные возможности СМП растут. Как кратчайший морской путь между мировыми экономическими центрами (Европой и Азией) в свободное ото льдов время СМП имеет серьезные конкурентные преимущества перед южным маршрутом (через Суэцкий канал) по издержкам и времени доставки. Так, маршрут Йокогама – Роттердам по СМП на 43% короче, что уменьшает срок доставки на 9-10 дней и, соответственно, удешевляет перевозку. С учетом пиратства на южном маршруте, СМП окажется безопаснее. По прогнозу экспертов, СМП к 2030 году возьмет на себе 25% перевозок из Азии в Европу [5], что принесет России значительный доход.

Но развитие СМП - сложная и затратная задача, требующая международного сотрудничества. Китай с его торговой мощью, инвестиционной способностью и большой заинтересованностью может стать российским партнером по освоению и использованию СМП. Немаловажно, что Китай имеет технические преимущества и богатый опыт в строительстве  транспортной инфраструктуры.

Для Китая СМП важен не только экономически, но и с точки зрения безопасности.

Как указано выше, СМП - более экономичный и безопасный маршрут. По прогнозам китайских экспертов, расстояние по СМП от портов севернее Шанхая до портов Западной Европы, Северного или Балтийского моря окажется короче на 25-55%, чем по южному маршруту, срок доставки станет меньше на 3-14,5 дней, а фрахт уменьшится на 11,6-27,7% [22]. Использование СМП сможет уменьшить цену на экспортные товары и ускорить товарооборот, что будет способствовать повышению конкурентоспособности китайских товаров и содействовать торговле между Китаем и Европой. Благодаря выгодам использования СМП, северные районы Китая станут интереснее для привлечения инвестиций, а северные порты получат новые шансы развития. Использование СМП будет стимулировать производство судов ледового класса и запчастей, строительство инфраструктуры, развитие услуг по логистике и т.д..

 Китайская внешняя торговля и импорт энергоносителей зависят от южного маршрута, но в последние годы у него наблюдается неопределенность, связанная с традиционными и нетрадиционными угрозами безопасности. Китаю необходима диверсификация транспортировки ресурсов и экспортных товаров, и СМП может решить эту проблему.

Но СМП находится под контролем России, и Китаю надо сотрудничать с ней для получения права пользоваться СМП. К тому же Китаю не хватит специалистов-полярников, а также технологии в производстве ледокола и судов ледового класса, а Россия имеет преимущества в данных областях.

 

Отношение России к сотрудничеству с Китаем по СМП

     Россия объективно играет решающую роль в освоении СМП и связанном с ним международном сотрудничестве. Если у России нет заинтересованности в международном сотрудничестве по СМП, то любое официальное предложение о нем будет вредным, так как может вызвать ее негативную реакцию (ведь Россия склона с опаской относиться к арктической политике других стран).

До публикации «Перспектив и  действий» Россия не выдвигала инициатив по совместному освоению СМП с Китаем, а, наоборот,  настороженно отнеслась к китайской активности в Арктике. Поэтому тогда СМП не мог быть включен китайским правительством в документ «Перспективы и действия».

В феврале 2014 года во время визита в Россию председатель Си Цзиньпин пригласил ее участвовать в строительстве “Экономического пояса Шелкового пути” (далее — ЭПШП) и “Морского Шелкового пути XXI века”. Президент Путин тогда сообщил о желании сопрягать транссибирскую магистраль с китайской инициативой “Пояс и путь”. В мае 2014 года во время их встречи речь шла только о ЭПШП. Очевидно, что тогда Россия не готова была активно участвовать в СМП с инициативой “Морского Шелкового пути XXI века” или предлагать Китаю сотрудничество на СМП.

На взгляд авторов, отношение России к Китаю в сотрудничестве по СМП объясняется следующим:

1) Россия предпочитала сотрудничать по вопросам Арктики с арктическими странами, что видно в «Основах государственной политики Российской  Федерации  в  Арктике  на  период  до  2020  года  и  дальнейшую перспективу» и в «Стратегии  развития  Арктической  зоны  Российской  Федерации  и  обеспечения национальной  безопасности  на  период  до  2020  года».

2) Россияне скептически относились к китайской активности участия в арктических делах и были осторожны к арктическому сотрудничеству с Китаем. Так, российский учёный-арктиковед Михаил Жуков сказал, что Китай может потребовать предоставления СМП статуса нейтральных вод [7]. Некоторые специалисты считают, что в связи с транспортной перспективой СМП Китай будет заинтересован в установлении своего стратегического контроля над ним, возможно, используя и военные рычаги [1]. Таким мнения осложняли сотрудничество по СМП между двумя странами.

3) Военное строительство в Арктике только начало развиваться, и Россия боялась допустить другого игрока в АЗРФ без сдерживания его достаточными военными силами.

4) Инфраструктура СМП износилась так, что, приглашение партнера не было бы убедительным и эффектным.

6) До 2015 года грузооборот СМП составлял не более половины советского пика 6,58 млн.т., и Россия справлялась с ним на основе существующей инфраструктуры.

По сравнению с другими совместными с Китаем проектами (например, сотрудничество по строительству транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке), сотрудничество по СМП не имело приоритета.

 

Неблагоприятные факторы СМП

     СМП характеризуется суровым климатом и тяжелой ледовой обстановкой. Его использование СМП гораздо опаснее и сложнее обычного маршрута. О его неблагоприятном состоянии писали не только газеты, но и академические журналы [11]. Он был для Китая слишком рискованным и сложным для регулярного или масштабного использования.

СМП, несмотря на его важное значение, не был приоритетом Китая. До издания «Перспектив и  действий» китайская компания совершила лишь один пробный рейс по СМП, кроме того, у Китая там было мало проектов. У Китая тогда не было интересов в СМП, и строительство экономического коридора вдоль СМП не было столь срочным и необходимым, как другие два коридора.

В «Перспективах и действиях» Китаю надо было указать реальные образцово-показательные проекты, чтобы показать эффективность и привлекательность инициативы “Пояс и путь”. СМП в своем тогдашнем состоянии, да еще и при отсутствии у России интереса к совместному сотрудничеству в этой сфере, не относился к таким проектам. Более того, в качестве первого официальный документа инициативы “Пояс и путь”, «Перспективам и  действиям» важно сделать акцент на наследовании древнему Шелковому пути, который совсем не был связан с СМП.

Итак, почему Китай изменил свой подход к сотрудничеству по СМП через года 2 после выдвижения «Перспективы и действия» и включил его в один из важнейших документов?

Во-первых, Россия предложила Китаю совместное продвижение транспортного потенциала СМП по следующим причинам:

1)     Развитие СМП стало важнее и срочнее для России по ряду причин. Во-первых, на фоне возвышения экономических потенциалов Азии и ее реальной мощи после украинского кризиса Россия начала “поворот на восток”, ее экономика стала более ориентирована на Азию, и роль СМП, как связки между западом и востоком, стала важнее с учетом высоких расходов Транссибирской магистрали и ее ограниченной пропускной способности. В июне 2016 года В.В.Путин предложил формирование Большого Евразийского партнерства для расширения экономической интеграции в Евразийском континенте, что помогло развитию СМП, так как экономическая интеграция основана на взаимосвязанности транспорта, а «инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы “Пояса и пути”, в связке с СМП способны создать …новую транспортную конфигурацию Евразийского континента» [12]. Во-вторых, «с учетом складывающейся ситуации на Черном море России необходим свободный, надежный и, самое главное, круглогодичный выход к «большой воде». В этом аспекте альтернативы СМП не существует» [3]. В третьих, в связи с увеличением грузопотока повышение транспортной возможности СМП стало актуальнее. В 2016 году перевозки по СМП выросли на 30% и достигли рекордных 7,40 млн.т. (превысив пик 1987 года - 6,58 млн.т.). В конце 2017 года через СМП будет направлена первая партия СПГ Ямала, а после ввода третьей линии объем СПГ Ямала достигнет 16,5 млн.т.. Это сильно повысит нагрузку СМП уже в ближайшее время. С учетом других проектов, к 2020 году грузопоток по СМП может вырасти в десятки раз, до 65 млн.т. в год[4]. В своем текущем состоянии СМП не может выполнить такой объем перевозок, и России срочно нужно повысить его потенциал.

2)     После украинского кризиса отношения России с Западом, включая другие арктические страны, резко ухудшились, НАТО во главе с Америкой стремилась давить на Россию не только в Евразии, но и в Арктике. Среди семи других арктических стран только Финляндия и Швеция не являются членами НАТО, но и они стремятся стать его членами и склонны придерживаться одинаковой позиции с НАТО. Россия, чувствоуя себя изолированной, начала вовлекать в Арктику для укрепления своей позиции других игроков, в первую очередь  Китай — сильную державу с самостоятельной внешней политикой, которая является важным стратегическим партнером России. Западные  санкции повысили потребность России в инвестициях Китая для приоритетных проектов, в том числе и проектов СМП. Если до рекорда в перевозке СМП Россия могла самостоятельно повысить грузооборот СМП путем возрождения советской инфраструктуры, то теперь нужно в короткое время повысить его грузооборот сверх советского пика. Для быстрого решения этой задачи России нужны не только большие средства, но и технологии, и опыт в строительстве транспортной инфраструктуры, особенно глубоководных портов. А Китай как раз имеет сравнительные преимущества в этих сферах. После выдвижения “Пояса и пути” китайская инвестиционная активность стала заметнее. В конце 2014 года Китай создал Фонд Шелкового пути для оказания финансовой помощи проектам в рамке “Пояса и пути”, а в 2015 и 2016 годах данный фонд уже подписал соглашения с НОВАТЭКом и СИБУРом о финансовой поддержке. В декабре 2015 года по инициативе Китая для содействия азиатскому инфраструктурному строительству был учрежден Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). В 2016 году Россия предложила АБИИ участвовать в проекте СМП и получила согласие [16]. Что касается строительства глубоководных портов, то Китай построил один из 10 крупнейших в мире портов Шанхай, а за рубежом построил такие глубоководные порты, как Гвадар, Кьяукпью и Хамбантоты. А строительство железных дорог уже стало китайской визитной карточкойк во всем мире. В таком контексте сотрудничество с Китаем по развитию СМП стало приоритетным.

3)     Углубление сотрудничества в трудном периоде для России повысило взаимодоверие и взаимопонимание между Россией и Китаем. Российская сторона учла, что различия  в  позициях  между Россией и Китаем в Арктике решаемы через разумный диалог и не являются  отражением непреодолимых противоречий [6]. При этом Москва начала подчеркивать, что важнейшую роль в обеспечении грузопотока СМП будет играть Китай [21].

4)     В последние годы Россия приступила к масштабному военному строительству в Арктике. Только в 2015 году шло строительство 437 объектов военной инфраструктуры[7]. Они не только могут содействовать контролю над СМП, но и делают Россию спокойнее к входу других игроков в Арктику. Одновременно вдоль СМП интенсивно развернулось строительство объектов системы навигации, метеорологии и обеспечения безопасности. В 2015 году новые спасательные суда ледового класса «Мурман» и «Берингов пролив» вступили на вахту СМП, эскадрильи БЛА «Орлан-10», находящиеся на Чукотке, приступили к мониторингу экологической и ледовой обстановки в ближней морской зоне и на участке СМП. С 2014 по 2015 год были открыты еше 7 арктических аварийно-спасательных центров МЧС России (в 2013 г. были открыты 3 таких центра). В марте 2017 года первый в мире ледокольный танкер «Кристоф де Маржери» для перевозки СПГ успешно совершил первую швартовку к газовому терминалу в порту Сабетта [10], строительство которого к концу этого года будет закончено. В июне 2016 года были спущены на воду дизель-электрический ледокол нового поколения «Илья Муромец» и головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, в декабре 2016 года - один из самых мощных и самых больших дизель-электрических ледоколов «Виктор Черномырдин» проекта 22600. В 2017 году в строй вступит универсальный ледокол "Сибирь" проекта 22220 [17]. Эти успехи дают России основания для убеждения партнера в возможности и безопасности регулярного использования СМП.

Во-вторых, благодаря приглашению России и ее успехам в развитии СМП китайское правительство стало активнее по отношению к этому вопросу. Под влиянием других условий Китай начал высоко оценивать сотрудничество с Россией по СМП:

1)    После навигации по СМП в 2013 году китайский контейнеровоз Yong Sheng совершил еще два пробных рейса по СМП в 2015 и 2016 годах; китайские эксперты убедились не только в экономической выгодности, нои в безопасности маршрута [20]. Вышеназванные достижения России в создании инфраструктуры СМП убедили Китай в возможности его безопасного и регулярного использования. К тому же, российская сторона в АЗРФ специально провела одну из рабочих встреч в рамках двусторонней комиссии по подготовке встреч глав правительств РФ и КНР, чтобы китайские коллеги могли убедиться в безопасности и надежности транспортного пути [21].

2)    В последние два года ряд инфраструктурных проектов между Россией и Китаем удачно реализуется: так, в июне 2016 года, Россия начала строительство своего отрезка моста Нижнеленинское – Тунцзян, который будет сдан в 2018 г. В декабре 2016 г. стартовало строительство долгожданного моста через реку Амур, который планируют сдать в 2019 г. Одновременно стабильно продвигается сотрудничество по вопросам Трансграничных международных транспортных коридоров Приморье-1, Приморье-2 и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань. Эти проекты не только дают большой опыт для сотрудничества по вопросам СМП, но и убеждают Китай в том, что инфраструктурные проекты двух стран, не остаются на бумаге, а реализуются, увеличивая его уверенность в инвестициях к инфраструктуру СМП. Активность Китая также стимулирует то, что освоение СМП является продолжением вышеуказнных проектов: они вместе с СМП служат неотъемлемой частью сети взаимосвязанности Евразии и продвигают развитие инициативы “Пояса и пути”. Об этом упомянул президент Путин в июне 2017 года на международном форуме “Пояс и путь”: «Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы “Пояса и пути”, вместе с Северным морским путём способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, а это ключ к  освоению территории, оживлению экономической и инвестиционной активности».

3)    В последние два года Китай начал больше и глубже вовлекаться в дела, прямо связанные с СМП. В сентябре 2015 года Россия и Китай подписали соглашение о совместной реализации проекта «Белкомур» к порту СМП [19]. В декабре 2015 года Фонд Шелкового пути купил 9,9% акции проекта СПГ Ямал. С 2016 года Китай несколько раз через СМП отправлял модули и материалы для проекта СПГ Ямал в порт Сабетта. В сентябре 2016 года российская компания подписал соглашение с китайской компанией о строительстве глубоководного порта в Архангельске [15]. В марте 2017 года на международном форуме "Арктика – территория диалога" подписано соглашение об инвестиции китайской корпорацией 300 миллионов долларов США в строительство угольного терминала в мурманском порту Лавна [9]. На данном форуме стороны также договорились о расширении сотрудничества по освоению СМП. С конца этого года Китай будет получать ежегодно не меньше 3 млн.т. СПГ, которые будут перевозиться через СМП.

 

*                                 *          *

Таким образом, китайская политика в Арктике проводится в рамках “Пояса и пути”, соблюдая цели, принципы, сферы и направления сотрудничества, указанные в «Перспективах и  действиях» и «Концепции». Строительство экономического коридора через Северный Ледовитый океан в  Европу основано на освоении и использовании СМП. Он сможет сыграть важную роль в развитии китайской торговли и в энергетической безопасности Китая. Но включение его в “Морской Шелковый путь XXI века” связано не только с его значением, но и с повышением активности России и ее волей к сотрудничеству с Китаем в Арктике, с действиями России в последние два года и с растущим экономическим присутствием Китая. Включение СМП в важный государственный документ Китая означает повышение его роли в китайской экономической политике и рост инвестиционного потока в будущем, что полезно как для России, так и для развития российско-китайских отношений.

 

Литература

  1. Ананьева М. Н., Грачев П. А. Возможно ли сотрудничество России и Китая в Арктике? 20.03.2014. - http://rusrand.ru/analytics/vozmozhno-li-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaja-v-arktike (дата обращения: 01.09.2017). 
  2. Ван И: Россия - важный стратегический партнер Китая по инициативе создания "Пояса и Пути". 27. 05. 2017. - http://russian.china.org.cn/exclusive /txt/2017-05/27/content40906262.htm (дата обращения: 01.09.2017).
  3. В ходе «правительственного часа» с участием Д. Рогозина состоялась дискуссия о мерах по обеспечению национальной безопасности РФ в Арктической зоне. 26.02.2016. - http://council.gov.ru/events/news/64863/ (дата обращения: 01.09.2017). 
  4. Грузопоток по СМП может вырасти до 65 миллионов тонн в год – Патрушев. 01.09.2016. - http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=57959&sphrase_id=248076 (дата обращения: 01.08.2017).
  5. Дон А., Чэн Ч., Яо Ш. Чжун э гонцзянь ганкоу тишэн бэйцзи“Хуанцзин шуйдао”чэн сэ [Китай и Россия совместно строят порт для улучшения“Золотого морского пути”]. Чжуцзян шуйюнь [ЧжуцзянскийTranslation error водный транспорт]. 2014(20)  
  6. Загорский А. В. Россия и Китай в Арктике: Разногласия реальные или мнимые? Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, № 2.  
  7. Жуков М. А. Кто хозяин в Арктике? Парламентская газета, 26. 03. 2013. https://www.pnp.ru/comment/detail/15665 (дата обращения: 05.09.2016). 
  8. Китай готов развивать Северный морской путь – председатель КНР. 07.07. 2017. - http://pro-arctic.ru/07/07/2017/news/27198 (дата обращения: 01.09.2017).
  9. Китайская корпорация China Poly Group Corp. инвестирует в строительство угольного терминала в Мурманске. 31.03.2017. - http://russian.cri.cn/3051/2017 /03/31/1s600709.htm (дата обращения: 01.09.2017).  
  10. Ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» совершил первую швартовку в порту Сабетта. 30.03.2017. - http://www.morvesti.ru/detail.php? ID=62071 (дата обращения: 01.09.2017).  
  11. Ли Ц., Чжан Ч. Чжун э хэцзо кайто 21 шицзи донбэй фансян хайшан сичоуцзилу дэ чжаньлюэ гоусян [Стратегическая концепция о сотрудничестве между Китаем и Россией по развитию северно-восточного Морского Шелкового пути 21 века]. Донбэйя лунтань [Форум Северно-восточной Азии]. 2015(03)  
  12. Международный форум “ Пояса и пути ”. 14.05.2017. - http://www.kremlin.ru/ events/president/news/54491/audios (дата обращения: 01.09.2017).
  13. Минвостокразвития рассказало, как будет развиваться Северный морской путь. 30.06.2017. - https://ria.ru/economy/20170630/1497568556.html (дата обращения: 01.09.2017).
  14. Вогуо фабу《“Идай Илу” цзяньшэ хайшан хэцуо шэсян》(Чуаньвэнь) [ Наша страна опубликовала «Концепцию морского сотрудничества в  строительстве “Пояса и пути”» (полный текст)]. 20.06.2017. - http://www.china.com.cn/news/ 2017-06/20/content_41063034.htm (дата обращения: 01.09.2017).
  15. Проект строительства глубоководного порта в Архангельске нашёл инвестора. 18.10.2015. - https://regnum.ru/news/2194185.html (дата обращения: 01.09.2017).  
  16. Путин предложил АБИИ рассмотреть участие в ряде российских проектов.18.05.2016. - https://ria.ru/economy/20160518/1435868381.html (дата обращения: 01.09.2017).  
  17. Российский атомный ледокол "Сибирь" спустят на воду в конце сентября.14.07.2017. - https://ria.ru/atomtec/20170714/1498477023.html (дата обращения: 01.09.2017).       
  18. Эчжон чжэн яньцзю тоуцзыэ да 30 и мэйюнь дэ юньдон синьсянму [ Россия и Китай изучают новый проект в дальнм востоке с инвестицией 3 миллиардов] . 06.04.2017. - http://sputniknews.cn/economics/201704061022269147/ (дата обращения: 01.09.2017).
  19. Россия и Китай подписали соглашение о совместной реализации проекта «Белкомур». 03.09.2015. - http://portnews.ru/news/205897/ (дата обращения: 01.09.2017).  
  20. Сай В., Лин Ц. Бэйцзи донбэй хандао ханхай шицзянь цзи чантайхуа хансин чжанван [Навигационная практика на северно-восточном проходе и перспектива регулярной навигации]. Чжунгуо шуйюнь [Китайский водный транспорт]. 2016(02).        
  21. Севморпуть — ставка на Китай. 02.03.2016. - https://regnum.ru/news/2090401. html  (дата обращения: 01.09.2017).
  22. Чжан С., Ту Ц., Гуо П., Сунь К., Лин С. Бэйцзи хансянь дэ хайюнь цзинцзи цяньли пингу цзици дуй вогуо цзинцзи фачжань дэ чжаньлюе ий [Translation errorОценка экономического потенциала морского транспорта по арктическим маршрутам и его стратегические значения для экономического развития Китая]. Чжунгуо жуанькэсюе цзэнкань (ся) [Дополнительный журнал китайской мягкой науки (второй)]. 2009.  


[1] Сотрудничество в области зеленого развития включает защиту здорового состояния морских экосистем и биологического разнообразия, укрепление сотрудничества в морской деятельности по вопросам реагирования на изменение климата и сотрудничество в рамках инициативы "Голубой углерод".

[2] Сотрудничество по обеспечению совместного процветания - освоение и использование моря и морских ресурсов, укрепление взаимосвязанности морской инфраструктуры, создание морских индустриальных парков и зон торгово-экономического сотрудничества, освоение морских туристических маршрутов. Подчеркнуто, что Китай будет активизировать свое участие в освоении и использовании Арктики, помогать арктическим государствам улучшать функционирование арктических маршрутов, поощрять участие китайских предприятий в коммерческом использовании этих морских путей.

[3] Сотрудничество по обеспечению безопасности на море - усиление предоставления общественных услуг на море, управление морскими делами, поиск и спасение на море, предупреждение морских стихийных бедствий и минимизация их последствий, правоприменительная практика.

[4] Сотрудничество по исследованию и инновации - научные исследования и изучение важных участков акватории вдоль Морского Шелкового пути XXI века и сквозных путей, научные исследования взаимодействия муссонов и океана, прогнозирование аномальных явлений и оценка их последствий, создание инфраструктуры океанографических исследований и платформы совместного использования научно-технических ресурсов, создание парков сотрудничества в области морской науки и техники, проведение прикладных исследований, развитие морского образования и культурных обменов, распространение морской культуры.

[5] Сотрудничество в управлении морями и океанами - создание механизма диалога на высшем уровне по вопросам деятельности на море и механизма сотрудничества в области "голубой экономики", формирование Всемирного форума государств-партнеров в области "голубой экономики", проведение стыковки производства и налаживание сотрудничества в сфере производственных мощностей,  выработка трансграничного морского пространственного планирования, укрепление сотрудничества с многосторонними механизмами, активизация обменов и сотрудничества между мозговыми центрами, формирование Объединения мозговых центров стран вдоль Морского Шелкового пути XXI века, усиление сотрудничества неправительственных организаций.

[6] Политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами.

[7] Эти проекты были закончены в начале 2016 г.

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha